Развитие речи это один из самых сложных навыков, которые предстоит освоить ребенку, именно поэтому нужно соблюдать особые правила, чтобы этот процесс не превратился в наказание и не вызвал у малыша отторжение.
Основное правило - начинать никогда не поздно. Разговаривать с ребенком нужно с самого раннего возраста. Ведь его речевые навыки формируются задолго до того, как он начинает осмысленного говорить.
Важно демонстрировать практическое применение речи. Ваш ребенок должен освоить, что речь упрощает повседневную жизнь. Нужно показывать малышу, что за словом должно идти действие. Например, если его заинтересовал какой-то предмет, он должен постараться попросить его, а папа или мама в ответ дают ему этот предмет. Это продемонстрирует связь между речью и действиями.
Мы постоянно говорим о развитии мелкой и крупной моторики в нашим садах и это не спроста. Каждый логопед уверяет, что речь развивается параллельно с развитием мелкой моторики. Нашим детям крайне важно всестороннее развитие, им нужна не только лепка, мозаика или шнуровка. Речевые навыки можно осваивать с помощью танца, музыки, спорта или даже прогулок на свежем воздухе. Кроме того, крупная моторика способствует психическому и физическому развитию.
Ребенку легче осваивать мелодичную речь, поэтому пойте-пойте и ещё раз пойте. Обращаясь к ребенку, напевайте слова. Поскольку развивать речь ребенка помогают частушки, короткие песни и игры в ладушки – мы ежедневно играем и поем с детьми в группах. И здесь совсем неважно наличие слуха или музыкального образования – важнее плавный мотив.
Ребенка нужно уметь слушать. Важно не только говорить с малышом, но и реагировать на его речь. Мама может проводить с ребенком всего один час в день, развлекая его играми, сказками, совместными чтением. При этом ее действия будут намного продуктивнее, чем, если бы она проводила с ним весь день, не выпуская из рук телефон.
Поощряйте желание ребенка сочинять сказки и рассказывать истории. Пусть их героями будут игрушки, друзья из детского сада или домашние питомцы. Можно задавать ему наводящие вопросы. При этом желательно демонстрировать свою заинтересованность, улыбаться, кивать головой и максимально участвовать в рассказе. Не стоит ограничивать фантазию ребенка, иначе у него не появится полная свобода в самовыражении.
Доверяйте интуиции. Родители должны сразу обращать внимание на имеющиеся речевые нарушения. При наличии сомнений, лучше лишний раз обратиться к логопеду или психологу, но не стоит быть параноиком и требовать от малыша невозможного, у каждого ребенка свое время научиться говорить
И наконец последнее правило – необходимо действовать последовательно. Помните, при освоении любого навыка – важна регулярность. Лучше каждый день читать по 1-2 страницы сказки, чем весь день грузить ею ребенка. Занимайтесь немного, но каждый день, обязательно давая перерывы и паузу. Можно чередовать разные инструменты – чтение, логические игры, мозаики, пазлы (в наших группах занятия не повторяются и каждый раз ребенок получает новое, интересное задание. Чем больше органов чувств малыша будет задействовано в процессе, чем более гармонично будет развиваться его речь. Запомните, – правильное и своевременное развитие невозможно без атмосферы любви в семье. Не стесняйтесь выражать свои чувства к ребенку.